В третий раз встречает Высшая школа системного инжиниринга МФТИ новый поток студентов-магистрантов. Самые достойные, опытные и целеустремленные кандидаты были отобраны от предприятий для обучения по магистерской программе ”Прикладной системный инжиниринг”. Впереди — два года интенсивной учебы, новых встреч и открытий, обмена опытом.

Первый день и первое испытание — классный час и долгожданная встреча с командой ВШСИ МФТИ и ее директором, Григорием Бубновым, который рассказал студентам о курсах программы и проектах, а также о том захватывающем приключении, которое ожидает студентов в ближайшие 2 года. На организационном собрании студенты получили первые групповые задания — придумать и осуществить оригинальный розыгрыш с использованием смартфона и cоздать грубый прототип сувенира для ВШСИ МФТИ, использующий принцип конвертации механической энергии человека в электрическую.

Следующий курс «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» доктора экономических наук, профессора, Виктора Паламарчука, познакомил студентов с понятиями и терминами управленческого учета, критериями принятия инвестиционных и финансовых решений.

Завершился первый день курсом «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий», который вел руководитель базового предприятия, генеральный директор холдинга “Технодинамика”, Максим Кузюк. На первом занятии ребята познакомились с азами маркетинга и его роли в жизненном цикле высокотехнологичной продукции.

В течение двух недель студенты ВШСИ МФТИ изучали курсы от ведущих мировых экспертов по системному инжинирингу. Профессор МIT, ректор Сколковского института науки и технологии Эдвард Кроули провел открытую лекцию «Creating value through system thinking». Системное мышление является основополагающим для выполнения главной задачи — создания нового поколения продуктов и систем и технологической модернизации производства на своих предприятиях.

Александр Бородкин, заместитель главного инженера компании Боинг в Москве в своем курсе «Системный инжиниринг — введение» рассказал студентам не только теоритические основы столь сдложной дисциплины, но и значительное время посвятил рассмотрению практических аспектов СИ.

На вводной лекции к курсу «Разработка инжиниринговых систем» — Виктор Николенко, руководитель центра проектирования холдинга «Технодинамика» поведал ребятам о связи системного инжиниринга с жизненным циклом продукта, этапах разработки нового продукта и проблемах производства.

Секреты создания инноваций стали доступны ребятам благодаря курсу «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии, ТРИЗ» от Мастера ТРИЗ Александра Кудрявцева. Как отмечают слушатели, этот курс научил по-новому мыслить, смотреть на привычные вещи c другой стороны, решать задачи которые раньше считались невыполнимыми. Студенты узнали об основных методических средствах поддержки инновационной деятельности и развития креативности.

«История, философия и методология естествознания» — курс доктора философских и кандидата физико-математических наук Аркадия Липкина, позволил студентам вспомнить ключевые исторические этапы развития науки, определить фундаментальные принципы научного и философского познания, поразмышлять о проблемах эмпиризма и рационализма.

Курс профессора Стюарта Хеллера “Эмоциональный интеллект” добавил яркости в программу. Студенты поупражнялись в управлении отношениями, гибкости, принятии решений, эмоциональной устойчивости. Профессор поделился с будущими системными инженерами приемами, которые помогут им cформировать навыки высокоэффективных лидеров предприятий.

Во время учебы у студентов была возможность посетить одно из интереснейших техно-мероприятий осени – РОБОНОЧЬ 2015 в Сколково. Ребята побывали на выставке роботехнических проектов и арт-объектов, поучаствовали в мастер-классах, шоу «The killers of robots», викторине Бала Роботов, поболели за участников робо-квеста.

Вскоре студентам предстояла поездка в Конструкторский Центр компании Boeing. Ребятам рассказали об истории возникновения КЦ, современных технических решениях и проектах компании в области гражданского самолетостроения, космоса и безопасности полетов. Здесь же состоялась встреча студентов с президентом компании Boeing в России и странах СНГ Сергеем Кравченко. Он рассказал ребятам об уникальной российской инженерной школе, обеспечивающей передачу ценностей из поколения в поколение на протяжении последнего столетия. Сергей Кравченко отметил важность международного взаимодействия лучших инженерных умов разных стран, способствующего мировому прогрессу, и пожелал студентам успехов в прохождении сложных этапов обучения в ВШСИ МФТИ.

И вот наступил последний день занятий. Студенты представили на суд жюри свои первые групповые работы.

В первом задании – создании прототипа сувенира для ВШСИ МФТИ позволяющего преобразовать механическую энергию в электрическую, было представлено много интересных решений от точилки-фонарика, гироскопического тренажера, экспандера до фантастических идей — детской машинки-часы с подсвечивающимся циферблатом и лампы-Алладина. Комиссия посовещалась и вынесла свое решение: лучшей была названа группа 4, компания “Форта”, представившей фонарик Фарадея, принцип действия которой основан на законе электромагнитной индукции. Выражение «все гениальное – просто», работает, как оказалось, в обратную сторону – «все простое — гениально». В заключении комиссия дала обратную связь по каждой работе с заданием на следующий приезд: пересмотреть и доработать прототип сувенира и представить на суд жюри в январе!

Ко второму заданию “Розыгрыш” команды подошли максимально ответственно и креативно. Смартфоны разговаривали с прохожими, нежно шептали ласковые слова у кофейного автомата, выскальзывали из рук и разбивались об асфальт. Видеоролики вызвали искренний смех у членов комиссии. Во время выполнения заданий ребята продемонстрировали изобретательность, недюжий талант и актерское мастерство по Станиславскому, но только первая группа получили памятные призы – желтые “майки лидеров” Prank leader 5121.

Быстро пролетели две недели интенсивных занятий. Ребята разъехались по своим городам, включились в работу на cвоих предприятиях. Теперь им предстоит на практике применять новые инструменты и подходы, о которых узнали в ВШСИ МФТИ, а также продолжать учиться дистанционно… учиться и еще раз учиться…ведь это только начало пути!