Наконец-то произошло давно ожидаемое всеми событие – приезд на первый модуль обучения самых достойных, умных, успешных, новоиспеченных студентов Высшей школы системного инжиниринга!

В первый день, 28 октября, с утра — хмурые, разрозненные лица, неуверенные взгляды… Как же завертелось вдруг все вокруг, замелькало пестрым калейдоскопом событий, новых встреч, невероятных открытий! …Очнулись только в день отъезда, словно возвративщись из межгалактического полета на родную землю. Вернулись потрясенными, вдохновленными и немного уставшими первопроходцами, которые получили больше вопросов, чем ответов. Как же все это было?

В первый же день – знакомство с одногрупниками, руководством Центра и выпускающей кафедры, преподавателями, первое задание на групповой проект.

3

День 29 октября был посвящен центральному курсу Программы – Системному инжинирингу. Занятие начал профессионал своего дела, к.т.н., Бородкин Александр Александрович,  заместитель главного инженера Мoscow Boeing Design Center ( MBDC ). Выпускник Московского авиационного технологического института, Бородкин А.А. прошел путь от инженера до заместителя генерального директора в Научно-исследовательском институте авиационной технологии (НИАТ) в области технологической поддержке при разработке новых самолетов. С  1991   по 2004 год был профессором кафедры “Технологии производства ракет” Московского авиационного института, где и по настоящее время разрабатывает и преподает учебные курсы внутри MBDC. В рамках дисциплины «Системный инжиниринг» Бородкин А.А. рассказал о сущности, предмете и методах, элементах процесса системного инжиниринга. Познакомил студентов с поиском и оценкой технических решений, провел связи системного инжиниринга с жизненным циклом продукта, с управлением проектами. Сформулировал понятия прямой и обратной задачи, подвел обучающихся к практическим аспектам курса (функциональное мышление, логическая взаимосвязь между функциями) на многочесленных примерах. Подробно остановился на оценке рисков и многопараметрической оптимизации.

В 15.30 эстафетную палочку принял профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT, президент “Сколковского института науки и техники” (Сколтех) Эдвард Кроули.

4

Э. Кроули доступно рассказал о системном мышлении, форме, сущности и функции систем, их связях на примерах кровеносной системы, усилителя и команды дизайнеров. Лекция озобиловала разнообразными примерами и интересными фактами. В заключении профессор призвал студентов практиковать системное мышление в повседневной жизни, почаще задавать себе вопросы : почему именно так устроена сущность, система? И для чего?

5

Другое яркое событие  первого модуля состоялось 1 ноября.   Центр “ВШСИ МФТИ” посетил председатель Венесуэльского Узла проекта «Миллениум», научный сотрудник Института Развития Экономики в Токио, консультант по энергетике в Университете Сингулярности (Силиконовая Долина, США) Хосе Луиса Кордейро с  лекцией «Экспоненциальные технологии».

В процессе обсуждения были затронуты следущие темы:

  • Возможности для борьбы с нехваткой топлива и энергии: «переход от грязной энергии к чистой».
  • Увеличение продолжительности жизни человека, искусственный интеллект и робототехника.
  • Энергетическая сингулярность.

Хосе поделился со слушателями вопросами проблем человечества, которые решаются  в Университете Сингулярности: совершенствование мира, улучшение качества жизни людей на Земле.

5-6 ноября 2013 года автор метода невербального коучинга «Система 5 колец» Стюарт Хеллер провел обучение в рамках задачи развития эмоционального интеллекта в Центре Высшая школа системного инжиниринга. Над теми же задачами в Америке Стюарт работал долгое время в проекте NASA SEED  с целью формирования нового поколения системных инженеров. Работа Стюарта в России в МФТИ включена в план реализации программы повышения конкурентноспособности российский вузов («международный образовательный грант»). Для С.Хеллера общение с российской интеллектуальной элитой будет продолжено в он-лайн формате.

Четверг 7 ноября ознаменовался не менее знаковым событием – поездкой в Конструкторский центр Boeing в Москве, который в настоящий момент является крупнейшим в Восточной Европе инженерным центром, использующим современные компьютерные технологии. На начальном этапе в Центре работало всего 12 инженеров из КБ им. С.В. Ильюшина. Сегодня в Конструкторском Центре компании Boeing по контрактам с российскими компаниями работает свыше 1200 инженеров – сотрудников ведущих российских конструкторских бюро и инженерно-сервисных компаний, а также более 200 штатных сотрудников.

За почти 15-летнюю историю Конструкторский Центр Boeing в Москве принял активное участие в более чем 250 проектах, а с 2000 г. участвует во всех программах компании “Боинг — Гражданские самолеты”, включая такие крупномасштабные проекты, как 747 Boeing Converted Freighter, Boeing 737-900ER, Boeing 777-200LR/300ER, Boeing 777F, Boeing 767-200SF/300BCF, Boeing 747LCF, новый самолет семейства 747 -  Boeing 747-8, а также новейший авиалайнер – 787 Dreamliner.

Студенты ВШСИ познакомились с сотрудниками Конструкторского центра, историей возникновения, проектами. Здесь же, на базе Центра Boeing, защищали домашнее задание и сдавали зачет по Системному инжинирингу.

Эстафету бесценной передачи знаний принял М.В.Кузюк, генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Госкорпорации Ростех, с практическими занятиями по “Маркетингу наукоемких технологий”.

9 ноября был заключительный день первого приезда с подведением итогов, оцениванием групповых проектов, определением победителей, награждением.

Вроде бы конец бессонных ночей, долгих лекций, совместных работ! Но на самом деле, это только начало. Начало путешествия уже сплотившейся дружной команды, где все самое интересное ждет впереди!

6