Пока вся страна отдыхала на новогодних праздниках, наши студенты вовсю готовились к продолжению обучения в стенах Высшей школы системного инжиниринга МФТИ (ВШСИ МФТИ). Ведь наших магистрантов впереди ожидает серьезное испытание – первая сессия.

Новый 2023 год открыл мастер ТРИЗ Александр Кудрявцев с занятиями по курсу «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии», на которых студенты изучали законы развития технических систем, проводили анализ функционирования и сравнительный анализ технических систем, применяли инструменты и комплексные алгоритмы поиска новых решений. В завершении курса первокурсники защитили проектную работу по прогнозу развития системы, связанной с реальным техническим объектом их предприятия, применяя инструменты современной версии ТРИЗ, полученные на занятиях.

В рамках курса «Системный инжиниринг – введение» эксперта в авиационной отрасли, к.т.н., Александра Бородкина ребята применяли методы системного инжиниринга для поиска технических решений. Это было непростой задачей, но наши студенты с ней справились. Слушатели курса успешно защитили свои проекты, представив инженерные решения сложных производственных задач на примере своих предприятий.

Выпускник ВШСИ МФТИ Валерий Мичурин поделился с первокурсниками своими наработками по вопросам формализации информации и проблемах передачи не формализуемых знаний на мастер классе «Сохранение инженерных знаний в проектно-конструкторской организации».

На мастер-классе «Национальная инновационная система» к.полит.н. Ивана Данилина, заведующего сектором инновационной политики ИМЭМО РАН, студенты узнали о национальных и корпоративных инновационных системах разных стран, подробно рассмотрели российскую инновационную систему и инновационную политику.

О том, как проводить анализ потребностей целевой аудитории потребителей и разрабатывать стратегию вывода продукта на рынок, изучалось в рамках курса «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» под руководством директора дирекции электротехнических сталей Группы НЛМК Максима Кузюка. Используя полученные знания, студенты разрабатывали концепцию новой модели электроавтомобиля и стратегию его продвижения на рынке с последующей защитой проекта перед инвестиционным комитетом, в котором участвовали как выпускники программы «Прикладной системный инжиниринг», так и представители заказчиков обучения. Экономические расчеты, сопровождающие проект, были связаны с заданиями курса «Экономика, организация и управление технологическими инновациями».

По результатам же прохождения курса «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» под руководством директора департамента капитального строительства ООО «Полюсстрой», PMP, PME, Андрея Иванова обучающиеся познакомились с понятиями и терминами управленческого учета, изучили различные методы оценки эффективности бизнеса, а также рассмотрели принципы принятия инвестиционных и финансовых решений. В конце семестра был проведен зачет, с которым все студенты справились на отлично.

На мастер-классе «Искусство создания презентаций» Николая Маралева будущие системные инженеры познакомились с тем, как правильно расставлять акценты в структуре презентации и эффективно управлять вниманием аудитории для наиболее полного донесения желаемой информации.

У студентов с высоким уровнем владения английским языком есть шанс изучать испанский язык. Испанский — третий по распространенности язык, и более 500 миллионов человек по всему миру используют в его общении. Таким образом, его изучение делает наших ребят на шаг ближе на пути к межкультурной коммуникации. В рамках данного курса слушатели ВШСИ МФТИ готовят финальный проект, который способствует формированию умений презентовать себя и свое предприятие на иностранном языке.

В курсе «Введение в операции», сертифицированного инструктора CLTD, Дмитрия Гаврилова студенты смогли проверить полученные ими знания в игре симуляторе. Все сумели успешно справиться с такой проверкой!

Подошли к концу занятия по курсу «История, философия и методология естествознания», которые провел к.филоф.н., Иван Лупандин. На занятиях происходило знакомство с актуальными проблемами и тенденциями развития современной философской науки, определялось место науки в современном мире, а также обсуждались вопросы взаимоотношения науки и бизнеса. Наши ребята были вовлечены в дискуссию с преподавателем, и их заинтересованность в философских проблемах отразилась на сдаче экзамена на высоком уровне.

Еще одним интересным гостем программы в эти январские дни стал д.т.н., профессор Владимир Савченко. Он обсудил с новобранцами различные аспекты будущего новых технологий на мастер-классе «Перспективы развития устройств и комплексов на базе радиофотонных технологий».

Ключевая особенность программы «Прикладной системный инжиниринг» — это неразрывная связь теории с практикой. Знания, полученные в ходе освоения дисциплин, используются в межсеместровом задании, на примере которого магистранты на собственном опыте моделируют весь жизненный цикл продукта: от идеи до запуска в серийное производство. На текущем этапе команды представляли жюри грубые прототипы сувениров, в основе которых лежал принцип работы катушки Тесла.

И конечно будущие руководители должны уметь управлять своим самочувствием и нести ответственность за правильную эксплуатацию своего организма. Поэтому они проявили не дюжий интерес к мастер-классу «Технология оздоровительной физкультуры».

Знаменательным событием стала экскурсия на одно из самых важных предприятий для российской космонавтики — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения. Ребята побывали в Центре управления полётами, одном из ведущих научно-исследовательских подразделений ФГУП ЦНИИмаш, и в режиме реального времени увидели, как ведётся работа по управлению российским сегментом Международной космической станции, познакомились со структурой и спецификой работы центра. В рамках экскурсии участники посетили музей космического кораблестроения и узнали историю создания и направления деятельности ФГУП ЦНИИмаш.

Подошла к концу первая четверть пути магистранта по программе «Системный инжиниринг», она была наполнена интенсивной учебой и продуктивной работой над проектами. Было тяжело, но все смогли адаптироваться к новым нагрузкам и успешно справились с испытаниями. Желаем студентам не сбавлять темп на дальнейшем пути получения почетного звания «Системный инженер»!