Первокурсники — магистранты Высшей школы системного инжиниринга МФТИ (ВШСИ МФТИ) погрузились в атмосферу студенчества в рамках нового учебного модуля, который на этот раз носил смешанный формат — очно-дистанционный. Новый год ставит трудноразрешимые задачи, для преодоления которых требуются нетривиальные пути решения. Преподаватели ВШСИ МФТИ смогли умело задать новый темп учебному процессу и искусно использовать вызовы пандемии для профессионального развития студентов.

Новый учебный семестр для первокурсников начался с формирования представления о системно-функциональном мышлении и рациональной реализации инженерных идей на предприятии, о которых рассказал к.т.н. Александр Бородкин. На занятиях по курсу «Системный инжиниринг – введение» обсуждались логическое и функциональное мышление, процесс системного инжиниринга, принципы и методы управленческого компонента системной инженерии при создании высокотехнологичной инновационной продукции различного назначения. По окончании курса студенты защитили практическую работу по отработке методологии системного инжиниринга при поиске технических решений.

Д.т.н., профессор Алексей Романов провел курс «Разработка инжиниринговых систем», на которых ознакомил студентов с основными фазами процесса разработки новых высокотехнологичных продуктов на примере космического приборостроения, их передачей в серийное производство и методологией реализации соответствующих этапов жизненного цикла изделия. Отдельно обсуждались вопросы перспективных направлений системной инженерии, таких как параллельный инжиниринг и модельно-ориентированный системный инжиниринг.

Сотрудник АО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» Денис Шпотя провел мастер-класс «Модельно-ориентированный системный инжиниринг», на котором студенты знакомились с теорией объединения матричного и модельно-ориентированного системного инжиниринга, столкнулись с необходимостью внедрения данного подхода на своих предприятиях и учились моделировать системы с помощью программных средств.

Незабываемые впечатления остались у магистрантов от мастер-класса «Глобальные инженерные вызовы», который провел профессор университета Лестера (Великобритания), заведующий Центром Математического Моделирования и кафедрой прикладной математики, д.ф-м.н. Александр Горбань. В ходе встречи обсуждались инновации, разработки, перспективные исследования и мировые тенденции в инженерии в настоящее время.

Директор Сколковского института науки и технологий профессор, академик РАН Александр Кулешов дал открытый мастер-класс «Современные тренды инженерного образования», где речь шла о новых вызовах в системном инжиниринге и современных трендах в инженерных разработках, также были освещены вопросы практического применения знаний. Профессор рассуждал на острые темы: будущее российской науки, утечка мозгов, внедрение инноваций в российскую действительность. Естественно, студенты смогли задать все интересующие их вопросы и после лекции у аудитории остались незабываемые впечатления от компетентности и высокого профессионализма преподавателя.

Мастер-класс «Написание магистерской диссертации» Евгения Горнева, профессора, д.т.н. и член-корреспондента РАН, был нацелен исключительно на создание научной теоретико-методологической основы инженерных проектов и рекомендации по этапам написания диссертации.

Роль маркетинга в процессе управления наукоемким предприятием была освящена в ходе занятий по курсу «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» с управляющим директором «Роснано» Максимом Кузюком, который прочитал лекционный курс об особенностях и специфике маркетинговой деятельности в сфере производства и реализации наукоемкой продукции. Также были рассмотрены показатели, характеризующие эффективность функционирования и развития наукоемкого сектора промышленности как важнейшего фактора повышения научно-технического уровня производства в целом. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию маркетинга в сфере производства и реализации наукоемкой продукции. Важным этапом проверки знаний стала защита студентами проектов вывода новых автомобилей на рынок в рамках задания «Автопром». Магистранты подготовились и представили свое инвестиционное предложение перед комиссией. Новые идеи и достижения магистрантов были оценены преподавателями, некоторые получили высший балл за новаторство идей и высокую технологичность решений.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была представлена преподавателем Александром Кудрявцевым, мастером ТРИЗ, на серии вебинаров по курсу «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии, ТРИЗ». Занятия были посвящены изучению методических средств поддержки инновационной деятельности и развития креативности, методам решения технических задач для усовершенствования сложных инженерных систем. Студентам был предложен самостоятельный проект, в ходе которого конкретная инженерная задача решалась определённым набором методов и инструментов ТРИЗ.

Вебинары по курсу «История, философия и методология естествознания» прошли в тесном взаимодействии преподавателя со студентами и осознании поиска философских истин в историческом дискурсе реализма. Занятия к.филос.н., доцента Александра Фурсова нацелены на развитие логического мышления, тонкое понимание базиса естественно-научной мысли, формирование системы научного инженерного знания.

Курс «Управление временем» носил практико-ориентированный характер, теория управления временными ресурсами освещалась преподавателями Глебом Архангельским и Владимиром Боднарюком. Как было показано в ходе занятий, правильная организация и рациональное распределение времени приводит к повышению личной эффективности и финансовой стабильности. В рамках курса Глеб Архангельский, ведущий российский эксперт в сфере организации времени, автор ряда основополагающих книг по тематике тайм-менеджмента провел открытый мастер-класс «Новый Тайм-менеджмент. То, чего нет в книгах», где был дан фидбэк по дедлайнам, планированию и достижению финансовой независимости за счет применения методов тайм-менеджмента. На личном примере автор показал важность рационального распределения времени и средств, приводя множество примеров из своей жизни.

На лекциях по курсу «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» PME Андрей Иванов представил методы экономического обоснования инновационных проектов и управления инновационной деятельностью. Преподаватель отлично справился с задачей развития профессиональных компетенций в области экономики, рассказал о том, как правильно проводить инвестиционный анализ, оценивать бизнес и делать инвестиционные предложения. Студенты учились принимать рациональные решения в условиях неопределенности и оценивать взаимосвязи экономических факторов в процессе принятия управленческих решений.

Год выдался непростой и все с радостью подключились к общению с преподавателями, которые в этом году приготовили мастер-классы, разнообразные форумы и семинары, умело приспосабливая пандемию под реалии учебного процесса. Так на практическом курсе английского языка с преподавателем Алексеем Назарюком активно обсуждались новые тенденции в условиях пандемии в мировом масштабе относительно разных сторон общественного и экономического развития. Дриллинг коммуникативных навыков не помешал более глубокому осмыслению сложных аспектов английской грамматики с преподавателями Валерием Уваровым и Сергеем Ляляевым в рамках подготовки площадки для международного общения.

По окончании первого семестра студенты защищали свои проекты по межсеместровому заданию. В этом модуле будущим системным инженерам необходимо сделать «сувенир-конструктор, работающий за счет эко-энергии». Студенты подготовили грубые прототипы с реализацией собственных идей и продемонстрировали принципы их действия. Жюри оценило работы и поделилось пожеланиями и предложениями по улучшению прототипов, ведь далее магистрантов ждет следующий этап задания – создание опытного образца и защита коммерческого предложения.

Мы очень гордимся работой наших профессионалов – именитых ученых и компетентных практиков. Впереди нас ждут новые интересные встречи и пути постижения знаний!

А пока первокурсники осваивают новые технологии системного инжиниринга, магистры второго курса сдают государственный экзамен. Экзаменационная комиссия под председательством д.ф.-м.н. Анатолия Леухина постановила, что все магистранты Высшей школы системного инжиниринга МФТИ с честью выдержали это пятичасовое испытание. Впереди защита выпускной квалификационной работы. Пожелаем нашим будущим выпускникам удачи!