Статья из электронного издания «НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ – STRF.ru».


В МФТИ открылась Высшая школа системного инжиниринга. На магистерскую программу в этом году планируют набрать 50 человек – из числа работающих на российских предприятиях инженеров и конструкторов. Чему и как их будут учить, журналу S&T RF рассказывает директор Школы, ректор Московского технологического института, один из лидеров организации выпускников МФТИ «Физтех-Союз» Григорий Бубнов.

Григорий_Бубнов
Григорий Бубнов: «В России ещё не сложилось понимание об отдаче вложений в развитие и образование перспективных людей»

Как возникла идея создать Школу инжиниринга?

– История такая. Некоторое время назад появилась организация «Физтех-Союз», в которую вошли многие выпускники МФТИ: Александр АбрамовАндрей ИващенкоСергей БелоусовЮрий АлашеевВадим Якунин, я… Мы помогаем Физтеху реализовывать или координировать различные проекты, которые способствуют его развитию. Потому что каждый из нас уже по опыту знает, что Физтех – один из самых лучших вузов, и не только в России. Когда я присоединился к Союзу, то начал вовлекать своих товарищей по институту. Одним из них стал Максим Кузюк, в прошлом году занявший пост генерального директора концерна «Авиационное оборудование» в «Ростехе». В это объединение входит 36 предприятий аэрокосмической отрасли. Мы встретились с Максимом в Физтехе, чтобы обсудить направления, которые в институте не затронуты и которые мы могли бы помочь развить. Максим предложил создать программу для «перезагрузки» талантливых молодых инженеров.

За последние 25 лет стандарты инженерных разработок трансформировались. А наши специалисты продолжают работать по стандартам 80-х годов. И это создаёт конкурентное отставание, поскольку высокотехнологичные разработки требуют интеграции с компаниями и производителями по всему миру. Если вы следите за разработкой Sukhoi Superjet или МС-21, нового среднемагистрального самолёта, то знаете, что для создания в короткие сроки новых изделий, будь то автомобили, самолёты или космические корабли, необходимо формировать международные альянсы. Я считаю, что России необходимо совершить резкий скачок, чтобы научиться работать по стандартам, которые использует сегодня мировое сообщество и ведущие компании – «Боинг», Airbus и другие.

Каких знаний и навыков не хватает российским инженерам?

– Наши заказчики испытывают дефицит в высококвалифицированных руководителях проектов по разработке сложных инженерных систем, а также в специалистах по их внедрению. Современные авиастроители, разработчики оборонной продукции, автомобилей должны уметь «интегрировать» оборудование, причём оборудование с совершенно разными технологиями, материалами и назначением: от электронных блоков управления до сложных механических агрегатов. А это требует особых знаний и навыков. Чтобы определить, как готовить таких специалистов, мне пришлось проделать очень большую работу. Я лично интервьюировал потенциальных магистрантов из числа молодых инженеров и разработчиков на предприятиях. В результате была определена «средняя температура по больнице» среди тех, кто способен осилить нашу программу. Без определённого уровня фундаментальных базовых знаний в физике и математике крайне тяжело быть хорошим инженером.

Что ляжет в основу содержания программы?

– Задача создания программы технологического инженерного образования – сама по себе интересна. Когда я стал собирать информацию, то столкнулся с практически полным отсутствием чего-либо на эту тему в России. Концепцию программы разрабатывал я, Максим Кузюк и Олег Михайлов, вице-президент АНК «Башнефть», который имеет большой практический опыт – 20 лет проработал в высокотехнологичных инженерных отраслях США и Азии, защитил диссертацию в MIT, учился на инженерных курсах Калифорнийского технологического института, а также закончил MBA в Беркли.

Мы использовали то, что уже имеется в мировом опыте, и то, что необходимо индустриальному заказчику. В данном случае Максиму Кузюку. Как инициатор программы он сформулировал требования к выпускникам: какими качествами, знаниями, навыками должны обладать ведущий инженер или ведущий конструктор, которые в конечном итоге намерены стать главным инженером или главным конструктором. Т.е. не просто Инженером или Конструктором с большой буквы, способным координировать высокотехнологичные современные разработки, но ещё и умеющим руководить людьми, создавать команды, просчитывать и оценивать экономический эффект. Никому не нужна разработка, которая будет стоить миллиарды долларов, а принесёт в результате, скажем, 100 миллионов дохода. Наш выпускник должен обладать управленческими, экономическими навыками (именно в технологических организациях) и лидерскими качествами.

К разработке основных курсов, связанных с системным инжинирингом, мы решили привлечь Калифорнийский технологический институт. Вообще США – родина системного инжиниринга. Все эти вещи, в общем и целом, вышли из стандартов и разработок NASA и Министерства обороны США. Поэтому в США максимальное количество контента, курсов и методик преподавания системного инжиниринга. Нам удалось через наших товарищей договориться о сотрудничестве с Калифорнийским институтом. В ближайшее время подписываем окончательное соглашение о предоставлении основного ядра программы. Это серьёзное достижение. Половина профессуры у нас будет из-за рубежа.

Но это не просто копирование чужой программы. Часть контента, связанного с такими фундаментальными направлениями, как физика и математика, является оригинальной, российской, сформирована на базе МФТИ (отбор и обучение магистрантов соответствуют принципам легендарной «системы Физтеха»).

Кроме того, наши заказчики будут выступать и нашими экспертами по практическим проектам, а ведущие специалисты высокотехнологичных компаний из России будут давать мастер-классы.

Составив концепцию, мы привели её к стандартным требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы преподаём аккредитованную и лицензированную программу «Прикладной системный инжиниринг» по направлению 222300 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций». Данный ФГОС 222300 имеет более 70% вариативной части.

Одной из основных форм обучения вы собираетесь сделать проектную деятельность. В качестве преподавателей будут привлекаться специалисты с предприятий. То есть учебный процесс будет максимально приближен к практике?

– Да. Большинство курсов должны быть нанизаны на практическую работу. Это конкретный проект, который человек должен вести на своём предприятии. И завершиться этот проект должен конкретным результатом – практическим внедрением, решением и т.д. Все полученные знания сразу же будут применяться на рабочем месте.

Наша программа рассчитана на действующих инженеров и разработчиков. Раз в три месяца они будут приезжать на кампус, интенсивно заниматься, а в остальное время учиться дистанционно, выполняя свой проект. Кроме того, предусмотрен ещё ряд групповых проектов с целью тренировок работы распределённых команд и создания каких-либо разработок.

В целом программа настолько насыщенна, что требует от магистранта ежедневных 4-часовых занятий. Программа, конечно, интересная. Она направлена на подготовку особой, элитарной касты системных инженеров и руководителей самых сложных высокотехнологичных инновационных проектов. В нашей стране, да и в мире, как я думаю, таких программ немного.

Как идёт отбор магистрантов?

– Он идёт в ряде предприятий «Ростеха». Желание участвовать в ней выразили Evraz Group, «Авиационное оборудование», «Вертолёты России», «Высокоточные комплексы», «Объединённая авиастроительная корпорация». Предприятия будут платить за обучение своих сотрудников.

Чтобы поступить в школу, нужно написать мотивационное письмо, из которого было бы ясно, какие цели преследует поступающий, чего он уже добился и чего хочет добиться в своей профессиональной деятельности, и пройти вступительные испытания в магистратуру МФТИ. Они состоят из тестирования на определение уровня английского языка, а также собеседования. Собеседование – самая важная часть. Оно проводится по математике и специальности, но мы обращаем внимание и на личностные качества поступающего, и его способности в целом. Приёмная кампания начнётся 15 сентября и продлится месяц.

Как вы видите дальнейшее развитие программы?

– Я думаю, это будет зависеть от того, насколько она окажется успешной. Есть спрос осознанный и неосознанный. Приведу простой пример: я приезжаю на предприятие в город X на предприятие Y, которое производит или разрабатывает серьёзные узлы и агрегаты для серьёзной отрасли. Там работает пара тысяч человек, есть 300 инженеров-разработчиков. Т.е. предприятие ведёт серьёзную разработческую деятельность. Оборот у него десятки миллионов долларов. Но когда речь заходит о том, что на подготовку и переподготовку специалиста надо потратить 50 000 долларов, тут же срабатывает установка: «Мы никогда в жизни столько не платили за обучение!». Конечно, когда ты привык получать образование бесплатно, цифры вызывают возмущение. А на самом деле надо совершенно чётко понимать, что такая программа меньше 100 000 долларов стоить не может. Ведь одно дело базовое образование, совсем другое – если вы хотите продвинуться в конкретной области и перенять знания и опыт ведущих в этой области специалистов.

В России ещё не сложилось понимание об отдаче вложений в развитие и образование перспективных людей. Инженеры и разработчики для такого рода предприятий – абсолютно критическая компетенция. Они всё это создают.

Я думаю, что осознание придёт довольно быстро. Первый набор у нас составит 50 человек, в дальнейшем увеличится. Мы предъявляем к своим магистрам очень высокие требования. Мало того, что это должны быть сообразительные и понимающие молодые ребята, так они ещё должны хотеть учиться. А это будет безумно сложно.


Источник –  электронное издание «НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ – STRF.ru».