Вот и пришло время последнего модуля для первой группы Высшей школы системного инжиниринга, самого короткого, волнительно-торжественного и крайне грустного… Спешки уже нет, хочется насладиться каждым мгновением этого студенческого единства, очарование которого скоро распадется на отдельных выпускников.

В первый день обучающего модуля студенты ВШСИ МФТИ посетили производственное подразделение ЗАО «Хамильтон Стандарт – Наука», лидера в разработке и производстве авиационных теплообменников, совместное российско-американское предприятие, серийно поставляющее высокотехнологичную продукцию на самолеты ведущих самолетостроительных компаний мира. Знакомство с предприятием началось с лекции генерального директора Чичелова Романа, который рассказал о стратегии развития компании и опыте внедрения программ повышения операционной эффективности. Роман отметил, что применение инструментов ACE (Achieving Competitive Excellence – Достижение Конкурентного Превосходства) позволили за 9 лет работы компании увеличить продажи в 6,5 раза и повысить общую удовлетворенность заказчиков. Использование передовых методов бережливого производства на пилотной линии позволило снизить время цикла на изготовление изделий в 2 раза, сократить незавершенное производство на 55%, улучшить своевременности 
поставок с 80% до 100%. После теоретической части ребятам показали самое интересное – производственный цех с планировкой для каждого участка, укомплектованный современным оборудованием и системой контроля качества. В ходе продолжительной экскурсии по заводу студентам был продемонстрирован полный цикл производства авиационных теплообменников, основными покупателями которых являются такие компании, как Боинг, Аэробус, Бомбардиер, Эмбрейер и др. Тур по производству оказался крайне увлекательным. Без пяти минут системные инженеры задали много ценных вопросов, чтобы лучше понять подходы и инструменты.

Возвращение в ВШСИ на консультацию по защите Выпускной квалификационной работы и вновь поездка и новое знакомство с лидером международного уровня, предприятием Ростсельмаш, ведущим производителем сельскохозяйственной техники в России, предприятием полного цикла выпуска качественной продукции, включая ее конструкторскую разработку. Студентам ВШСИ МФТИ показали организацию системы электронного документооборота и складской деятельности, автоматизацию работ центрального логистического комплекса, познакомили с системой менеджмента качества, принципами и инструментами Бережливого производства, применяемые на предприятии. Представитель Ростсельмаш Виталий Верхошанский и руководители производственных цехов демонстрировали будущим магистрам металлорежущее, мехообрабатывающее, сборочное производства по изготавлению машин и оборудования для успешного агробизнеса от подготовки почвы и посева до уборки и переработки урожая. Основой успеха предприятия стало непрерывное развитие, внедрение инноваций, постоянное улучшение качества продукции, расширение модельного ряда, внедрение передовых технологии от конструкторских разработок до ее сервисного обслуживания. Позитивная атмосфера, готовность ответить на интересующие вопросы, открытость и гордость за отечественное производство впечатлили и воодушивили будущих магистров.

Даты 19 и 20 июня 2015 года войдут в историю ВШСИ — мы добрались до этого этапа!!! — первая защита магистров – результат огромного числа людей, задействованных в программе «Прикладной системный инжиниринг». Аудитория, оценочные листы, комиссия ГЭК…

Защищались cтуденты ВШСИ МФТИ блестяще и с достоинством. Разные, но все безусловно важные темы, о самых значимых — в нескольких словах.

Студенты ВШСИ МФТИ в рамках магистерских диссертаций выполнили работы, отвечающие задачам страны по импортозамещению. Гульшат Лагутичева в работе «Проект создания фильтроэлементов для систем самолётов типа Boeing и Airbus» представила разработанный продукт и план реализации проекта.

Роман Ровнейко в своем проекте «Разработка Блока диодов системы генерирования постоянного тока. Проведение работ по переводу Блока диодов на ЭРИ отечественного производства» представил методику поиска решения по замене импортных высокоинтегрированных комплектующих на отечественные с сохранением технических характеристик, продемонстрировал разработанные и изготовленные опытные образцы и положительные результаты испытаний. Внедрение в производство будет произведено уже в сентябре 2015 г.

Руслан Мухаметзянов в своей работе «Модернизация трехфазного статического преобразователя ПТС-250С: перевод на SMD монтаж, уменьшение массогабаритных показателей, увеличение технологичности изделия, уменьшение трудоемкости, снижение себестоимости» преуспел в решении таких задач, как уменьшение массогабаритных показателей — с 5 кг до 3,7 кг и возможности снижения затрат до 30 млн. в год.

Вадим Домбровский в своей работе «Методика синтеза технически реализуемых модернизаций, повышающих конкурентоспособность изделий авиационной промышленности» Добился таких результатов, как повышение технических характеристик, надежности и ресурса продукции; сокращение времени (20%-30%) и сокращение стоимости разработки на 50% — 80%.

Яков Хрущанский смог в своем проекте «Оптимизация конструкции комлевого переходника лопасти несущего винта (ЛНВ) вертолета МИ-171А2» достичь эффекта от технического решения по внедрению конструкции комлевого переходника в несущую систему вертолета в размере 34 млн. рублей и эффекта от оптимизации конструкции комлевого переходника 87 750 кг дополнительной полезной нагрузки, которую вертолет может перевезти за срок эксплуатации.

Рамиль Ахтамьянов в результате проделанной выпускной квалификационной работы “Разработка и внедрение прогрессивной технологии пневмодробеструйного упрочнения для деталей типа “звено подкоса” исследование контролируемых параметров, подготовка процесса к сертификации по NADCAP” представил такой важный для своего предприятия АО “Авиаагрегат” результат, как первый в России полученный сертификат по NADCAP на процесс пневмодробеструйного упрочнения.

Андрей Шабис в рамках своей выпускной квалификационной работы “Разработка комплексного подхода к системе технического обслуживания и ремонта оборудования металлургического комбината с учетом эффективного использования существующих ресурсов” представил успешно выполненный за время обучения в ВШСИ МФТИ проект на “пилотном участке”, где охват работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования увеличился с 75% до 97%, а так же представил план дальнейших действий для всего предприятия ЕВРАЗ ЗСМК.

В своем дипломном проекте «Реорганизация бизнес процессов ОАО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» с целью увеличения производства V2O5 на 15%» Иван Ермаков представил мероприятия, которые позволят увеличить показатель EBIDA по Холдингу на 7,2 млн $ в год.

Студенты ВШСИ МФТИ (Кабаева Варвара, Бодров Дмитрий, Хомяков Денис, Каюмов Ильдар, Орлов Николай) от заказчика «Высокоточные комплексы» выполнили в качестве своих выпускных работ различные этапы перспективного проекта своего Холдинга, а именно — беспилотный летательный аппарат типа конвертоплан — двойного назначения начиная с нулевого уровня до этапа экспериментального образца.

После обсуждения результатов и подведения итогов председатель ГЭК Солдаткин Василий Иванович объявил оценки и поздравил выступающих с присуждением им степени магистра, особо выделив пять «красных» дипломов.

Заключительная церемония прощания предоставила слово преподавателю Николенко Виктору Юрьевичу, представителю предприятия-Заказчиа Хаметову Рустаму Саидовичу, директору ВШСИ МФТИ Бубнову Григорию Георгиевичу, выпускникам кафедры системного инжиниринга Каюмову Ильдару и Шабису Андрею. Благодарности и поздравления сменились бодрым видеорядом из жизни группы 3121 за все два года обучения, которые пронеслись, как в ролике, за четыре минуты… Мы вспоминаем, как это было: