Традиционно конец первого курса в Высшей школе системного инжиниринга МФТИ – довольно напряженное время для наших студентов. Огромное количество заданий, отчетов, зачетов и экзаменов не оставляют времени на досуг. Особенно остро это проявилось в текущем 2020 году: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка заставила перенести всю активность на дистанционные рельсы. Буквально в течение одного дня все лекции и мастер-классы были перенесены в онлайн формат в полном объеме.

По окончании курса «Фундаментальные основы наукоемких технологий» к.ф.-м.н. Георгий Лапушкин проверил знания студентов на прочность. Ведь магистранты ВШСИ МФТИ должны отлично знать основы физики, в том числе хорошо разбираться в энергетике, перспективных направлениях науки и технологиях будущего.

В связи с текущими нестандартными условиями ВШСИ МФТИ подготовил цикл вебинаров «Антихрупкость», старт которому дала PhD Каталин Диошши, разобрав многие острые вопросы, такие как готовность глобальной экономики к цифровизации, влияние перехода в цифровую реальность на качество работы, возможности, которые можно извлечь из текущего кризиса. После окончания доклада слушатели сумели задать волнующие вопросы и получить ответы.

Далее серию вебинаров продолжил заведующий кафедры системного инжинирнга, PhD, MBA Олег Михайлов. В рамках своего мастер-класса «Экономические вызовы 2020» Олег рассказал о рынке нефти, его влиянии на мировую экономику и изменениях, вызванных вынужденными остановками многих национальных экономик. Лекция перешла в обсуждение американского рынка нефти и, соответственно, в разбор американского опыта борьбы с эпидемией. Далее студенты смогли задать волнующие всех вопросы о перспективах России на мировом рынке, будущих ценах на нефть, газ и прочие энергоносители. Особый интерес у слушателей вызвала возможность или невозможность замены традиционных источников энергии альтернативными.

Положительный опыт Южной Кореи еще предстоит разобрать эпидемиологам, политикам, экономистам, а магистранты ВШСИ МФТИ уже могут применять его на практике. Вице-президент по бюджетированию и планированию KAIST Business School Павон Ким обобщил и разложил по полочкам меры, предпринятые Южной Кореей по выходу страны из кризиса. Естественно, не обошлось и без острой дискуссии, в результате которой каждый смог задать интересующие вопросы. Кроме того, сами студенты поделились опытом преодоления последствий пандемии на своих предприятиях, рассказав коллегам об опыте борьбы с пандемией и преодолении трудностей.

О российском же опыте преодоления «коронакризиса» рассказал PMP Александр Кутузов в рамках своего курса «Основы управления проектами». Александр поделился с магистрантами своим собственным опытом проектного управления в кризисных условиях на примере возведенного в марте 2020 года информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом, руководителем проекта которого являлся лично Александр. Будущие системные инженеры сумели из первых рук увидеть примеры разработки и реализации текущих проектов, а также познакомиться с состоянием дел в национальных проектах РФ. По окончании курса все студенты преодолели финальное испытание – реализацию собственного проекта по межсеместровому заданию.

По окончании курса PhD Каталин Диошши «Управление качеством» будущие системные инженеры защитили свои итоговые работы. В них они разработали концепции проектов, использовав популярные детально разобранные на лекциях фреймворки, такие как Lean, Six Sigma, Waterfall, DIMAC. Защита заданий проходила дистанционно, большинство студентов защищалось на английском языке, что позволило дополнительно попрактиковаться в разговорном английском.

Курс «Теория и методы принятия решений» д.т.н. Фуада Алескерова подошел к завершению. Весь семестр студенты очно и дистанционно изучали многокритериальные методы принятия решений, анализ эффективности затрат, процедуры дележа и прочие методы принятия решений. По окончании курса каждому магистранту пришлось решить несколько индивидуальных задач в рамках письменного дистанционного экзамена.

Ставшая традицией нетрадиционная сдача экзамена по курсу Олега Храмова «История, философия и методология естествознания» и в этом году прошла под эгидой обсуждения современных проблем философии с различных, зачастую противоположных, точек зрения. Такой подход позволяет намного лучше погрузиться в предмет и привить глубокое понимание концепции философии.

Завершился курс к.ю.н. Олега Ревинского «Экономика и право интеллектуальной собственности». На нем будущие системные инженеры узнали о праве промышленной собственности, авторском праве и праве авторства, а также разобрались в тонкостях патентования изобретений. По окончании лекций был проведен экзамен, с которым все студенты успешно справились.

Умение работать в программной среде MS Project – большое подспорье для будущего системного инженера. Именно изучению этой программы и посвящен курс «Инструменты руководителя проекта» MSCT Валерия Громова. На дистанционных занятиях с помощью технологий удаленного доступа студенты сумели создать и проанализировать проект, управлять ресурсами проекта, настроить отчеты о его работе.

По завершении курса заместителя генерального директора ВСМПО-АВИСМА MBA Максима Кузюка «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» будущим системным инженерам был предложен реальный кейс по выводу нового продукта на крайне сложный и насыщенный рынок. Студентам было дано 36 часов на разработку стратегии и финансовой модели, после чего они дистанционно защищали свои идеи перед инвестиционной комиссией ВШСИ МФТИ. Дебаты были горячими, стратегиям каждой группы устроили хорошую «прожарку», но без своей оценки за кейс с экзамена не ушел никто.

Проверкой умения работать в команде, а также финалом обучения на первом курсе ВШСИ МФТИ стала защита межсеместрового задания «Сувенир 2.1». Системные инженеры будущего в течение всего первого года обучения разрабатывали устройство «медитатор» для быстрой релаксации и произвели партию этих сувениров. Несмотря на определенные трудности и неблагоприятную обстановку, все команды старались поставить сувениры вовремя. Комиссия, состоящая из преподавателей и сотрудников нашей школы, оценили все проекты, отметили как положительные стороны каждого проекта, так и отрицательные. На примере этого задания ребята прошли путь от идеи, разработки, грубого прототипирования и создания опытного образца до производства партии и сдачи ее заказчику. Как результат, в этом году победитель был определен однозначно и безоговорочно всеми членами жюри.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наши студенты отлично справились не только с окончанием весеннего семестра, но и с сопутствующими ограничениями и неудобствами, сопровождавшими их в течение этого времени. Умение работать дистанционно в этот нелегкий период и последующие каникулы определенно останутся в памяти будущих системных инженеров. А начало следующего учебного года уже не за горами!