Новогодние каникулы у системных инженеров длились недолго. Когда у друзей и коллег праздники были еще в самом разгаре, наши студенты уже засучили рукава для того, чтобы продолжить постижение основ системного инжиниринга. Ко второму модулю ребята уже довольно хорошо узнали друг друга и познакомились с преподавателями.

Начался модуль с курса «Системный инжиниринг – введение» Александра Александровича Бородкина. Причем если во время первого приезда солировать приходилось преподавателю, то на сей раз настал черед студентов платить по счетам. В первый же день они сдавали экзамен по первой части «Системного инжиниринга» в форме устой презентации своих работ, которые предварительно были подготовлены дома.

Первый модуль программы был ознаменован только знакомством со второй частью «Системного инжиниринга» — курсом «Разработка инжиниринговых систем». Далее студенты изучали материал по данному предмету в системе СДО. Во время второго модуля Виктор Юрьевич Николенко подробно разбирал особенности теории и сложные задачи на семинарах. В завершении сессии все студенты группы успешно сдали экзамен.

Оценил результаты своей преподавательской работы и маэстро преподавания ТРИЗ, Александр Владимирович Кудрявцев. На протяжение двух модулей и работы в СДО в рамках курса «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии» он учил ребят тому, чему, казалось-бы, научить невозможно – решать изобретательские задачи. Разложив по полочкам творческий процесс, он на множестве примеров показал, как можно подступиться к решению проблем, на первый взгляд, представляющимися совершенно неразрешимы с точки зрения физики. Экзамен по курсу «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии» прошел в виде защиты работ. Студенты самостоятельно сформулировали технологическую проблему изделия, используя в качестве базы свой профессиональный опыт, а затем «изобрели» способ повышения полезных свойств этого изделия с помощью инструментов, предоставленных в их полное распоряжение Александром Владимировичем.

Подошло к завершающему концу и изучение курса «Экономика, организация и управления технологическими инновациями» Виктора Петровича Паламарчука. Его задачей было научить студентов оценивать не только технологическую и инженерную сторону проектов, но и их экономическую составляющую. Успешное изучение курса «Экономика, организация и управления технологическими инновациями» было подтверждено решенными задачами на письменном экзамене.

В тесном сплетении с экономической тематикой проходил курс Максима Вадимовича Кузюка «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий». На протяжении года Максим Вадимович учит студентов грамотно использовать подходы при разработке и реализации высокотехнологичного продукции и систем, как «от продукта к рынку», так и «от рынка к продукту». Зачет Максим Вадимович проводил строго. Студенты должны были защитить проект нового автомобиля у весьма требовательного инвестиционного комитета. Большим подспорьем в этом нелегком деле стал мастер класс на тему «Slide Writing» от Boston Consulting Group по подготовке и оформлению презентаций, состоявшийся накануне. Студентам показалось, что они поняли секрет покорения неприступной комиссии. Но строгое жюри все же решило отправить все групповые проекты на доработку. На примере этого зачета студентам ВШСИ МФТИ удалось в полной мере прочувствовать, что защитить финансирование проекта зачастую бывает на порядок сложнее, чем сдать самый трудный экзамен.

1

Еще одной проверкой для студентов стала защита проектов по созданию серийного демонстрационного прибора для школьного кабинета физики, принцип работы которого основан на термоэлектрическом эффекте. На сей раз студенты представляли доработанные грубые прототипы своих приборов с учетом замечаний, полученных от приемной комиссии еще во время первого модуля. Были отобраны два лучший проекта, которые будут запускаться в малосерийное производство!

23
45

Зачет по такому важному курсу, как «История, философия и методология естествознания» у Аркадия Исаковича Липкина почти все студенты смогли получить «автоматом» благодаря успешной работе во время семестра. Это фундаментальный курс нашей магистерской программы,призван дать фундаментальные знания в той сфере, которая является базовой для любого физтеха.

И именно в тот момент, когда слушатели уже почти не справлялись с нагрузкой по учебе и работе, им был подарен курс «Тайм менеджмент». Евгений Александрович Лавров научил ребят хитростям, которые должны помочь им сберегать такой невероятно ценный и, главное, совершенной невосполнимый ресурс, как время. Благо, ко времени знакомства с этим предметом все студенты ВШСИ уже не сомневались в необходимости освоения искусства управления собственным временем.

Ну и конечно же, следуя давней традиции, в этом модуле ВШСИ МФТИ не оставил группу без экскурсионной программы. На сей раз местом для расширения кругозора был выбран ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») — крупнейший государственный научный авиационный центр России. В ходе экскурсии наши студенты смогли воочию увидеть лаборатории статистической и ресурсной прочностей, аэродинамические трубы, а также новейшие авиационные тренажеры, предназначенные для подготовки пилотов. Особое впечатление на всех произвела легендарная дозвуковая аэродинамическая труба Т-101, в которой за 75 лет с момента ее создания прошли испытания не только отечественные самолеты и вертолеты, но даже зарубежные модели конструкции мостов и зданий. Без сомнения, в ЦАГИ ребята смогли в полной мере проникнуться гордостью за державу и, надеемся, получить столь необходимый по нынешним временам заряд патриотизма.

Одним словом, поработали в ходе приезда на славу. В субботу 24 января все разъехались по домам, но не для того, чтобы отдыхать… «Большой брат» ВШСИ в виде СДО не даст ребятам расслабиться. Учиться и выполнять задания придется и дома, только теперь это надо будет совмещать еще и с работой на предприятии и выполнением семейных обязанностей.